Собрался посмотреть вышедшую не так давно экранизацию «Маленького принца». Но прежде решил перечитать книжку. Благо, она очень короткая.
Цитата
Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга...
Так вот, когда я в детстве её читал, она мне жутко не понравилась. Я знаю, что у этого произведения очень много поклонников, и меня мучал вопрос: что-то не так со мной или со всеми этими людьми? Чтобы ответить на него сейчас, нужно было дать Принцу ещё один шанс. Не буду томить и сразу скажу, что и в этот раз ничего не изменилось. Экзюпери неоднократно повторяет, что многие вещи могут понять лишь дети, а у взрослых на уме шляпы и цифры. Что ж, причины, по которым эта книжка меня не цепляет, ни на грамм не изменились. А я при этом никогда не считал себя "взрослым".
В тексте сквозь строки всплывают хорошие вопросы. В самих же строках я вижу лишь бред человека, которому довелось неделю провести одному в пустыне с совсем небольшим запасом воды и проблемой, от скорого решения которой зависит его жизнь. Принц со своими рассказами это воображаемый друг, персонификация обрывочных размышлений о мире и о людях, о взаимоотношениях и смыслах.
Это всё хорошо. Проблема в форме этих размышлений. Она мне ничуть не симпатична. Рассказы Принца напрочь игнорируют элементарную логику, физику и вообще всё, что можно. Видимо, когда я читал это впервые, я уже был достаточно образован, чтобы, читая описания планет-астероидов, задумываться об абсурдности всего этого. Планета, состоящая лишь из трона с королём и одной старой крысы? Серьёзно? Планета, состоящая из единственного фонаря и запыхавшегося фонарщика, с периодом обращения в одну минуту и при этом неироничные рассуждения о количестве закатов в сутки? Серьёзно? Планета, на которой есть лишь непросыхающий пьяница, неведомо откуда берущий алкоголь в неограниченных количествах? Серьёзно? Межпланетные путешествия с перелётными птицами? Серьёзно? Планета, размером с дом, на которой при этом нет дома, но есть стул, колпак для цветка, ширма, три маленьких вулкана, используемых для разогрева неясно откуда берущегося завтрака каждое утро, которое наступает раз в полчаса, и ещё не известно что? Занесённые не пойми каким образом семена розы? Да там и атмосферы то быть не должно, и гравитации, и уж тем более какой бы то ни было экосистемы, благодаря которой можно было бы так жить на подобных планетах. И я это понимал ещё в детстве. И не то, чтобы я не любил мечтать, или у меня было плохо с фантазией. Даже наоборот. Но я просто никак не мог спокойно воспринимать всё описанное здесь безобразие при той форме, в которой оно описано.
И это не единственная беда Маленького принца. Дело в том, что он насквозь пропитан унынием. И пустые восхищения любимой розой его только преувеличивают. А концовка так и совсем добивает и без того не жизнерадостное положение.
Цитата
Как она ни пыталась, она не могла найти тут ни тени смысла, хотя все слова были ей совершенно понятны.
Однажды мне заявили, что Принц по-своему ничуть не хуже Алисы. Как раз, два с половиной года назад её перечитывал и, наверняка, скоро перечитаю ещё. И вот не могу согласиться с подобным сравнением. Возможно, конечно, дело просто в разных сортах наркотиков, но Алиса, по-моему, совершенно другой уровень. Безумие Страны чудес органично и целостно. Там даже невероятные вещи подчиняются каким-то законам, порой тоже невероятным. Там даже странные вещи полноценны и не оторваны от мира, в котором они находятся. Там в тексте сплошь заигрывания с лингвистикой, математикой, философией и культурой, а в сюжете интересные персонажи с интересными диалогами и интересные события. И главное — никакого уныния.
Цитата
- Ты о чем-то задумалась, милочка, и не говоришь ни слова. А мораль отсюда такова... Нет, что-то не соображу! Ничего, потом вспомню... - А, может, здесь и нет никакой морали, - заметила Алиса. - Как это нет! - возразила Герцогиня. - Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!
многие вещи могут понять лишь дети, а у взрослых на уме шляпы и цифры. Что ж, причины, по которым эта книжка меня не цепляет, ни на грамм не изменились. А я при этом никогда не считал себя "взрослым"
А может ты никогда не был наивным доверчивым ребенком? Или тебе очень повезло и тебе никогда не было в детстве грустно и одиноко. Сравнивать Маленького принца и Алису - как попытаться сравнить фиолетовое с параллелепипедом.
ЦитатаHorsyNox ()
Безумие Страны чудес органично и целостно. Там даже невероятные вещи подчиняются каким-то законам, порой тоже невероятным. Там даже странные вещи полноценны и не оторваны от мира, в котором они находятся. Там в тексте сплошь заигрывания с лингвистикой, математикой, философией и культурой, а в сюжете интересные персонажи с интересными диалогами и интересные события. И главное — никакого уныния.
Неоспоримые сильные стороны произведения автора-математика, что тебе, видимо, близко по складу ума и характера. Не оспариваю твое мнение, но для меня обе книги в детстве были одинаково интересны. Только от принца щемило сердце, а с Алисой с интересом путешествовала.
А может ты никогда не был наивным доверчивым ребенком? Или тебе очень повезло и тебе никогда не было в детстве грустно и одиноко.
Более того. Судя по всему, мне это абсолютно чуждо. Я, разумеется, бывал наивным доверчивым и сейчас бываю, но это происходит тогда, когда мне неоткуда получить дополнительную информацию и наивно доверять — единственное, что остаётся. Бывало ли мне одиноко? Бывало, но. Дело в том, что я себя прекрасно чувствую в одиночестве. Оно мне нравится. А ещё мне абсолютно чуждо уныние. Я не нахожу в нём никакого смысла. (Впрочем, это не исключает дежурной лёгкой меланхолии по случаю соответствующей погоды, например).
ЦитатаAlchemiss ()
Сравнивать Маленького принца и Алису - как попытаться сравнить фиолетовое с параллелепипедом.
Вот и я так подумал. Хотя, видимо, некое сравнение всё же возможно. И там, и там — детские рассуждения на разные темы. Только Принц довольствуется своим невежеством, строя на нём свою беспорядочную картину мира. Алиса же очень образована и последовательна. Она не задаёт по десять раз один и тот же вопрос, а старается получить ответ самостоятельно, пока в нём есть смысл. И, в отличие от унылого Принца, она умеет удивляться.
Я почему-то обратил внимание на эпизод со стрелочником и поездами.
Цитата
И скорый поезд, сверкая освещенными окнами, с громом промчался мимо, и будка стрелочника вся задрожала. - Как они спешат! - удивился Маленький принц. - Что они ищут? - Даже сам машинист этого не знает, - сказал стрелочник. И в другую сторону, сверкая огнями, с громом пронесся еще один скорый поезд. - Они уже возвращаются? - спросил Маленький принц. - Нет, это другие, - сказал стрелочник. - Это встречный. - Им было нехорошо там, где они были прежде? - Там хорошо, где нас нет, - сказал стрелочник. И прогремел, сверкая, третий скорый поезд. - Они хотят догнать тех, первых? - спросил Маленький принц. - Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам. - Одни только дети знают, что ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут...
Вывод Принца из описанной ситуации поразителен. У него явные психологического плана проблемы.
Или вот следующий эпизод Алисы можно сравнить со встречей Принца с Лисом. Принц сильно привязывается ко всему подряд, испытывает какую-то сильнейшую необходимость в Друзьях, сильно травмируется от расставаний.
Цитата
Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней... - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно... - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это - приручить? - Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь? - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить? - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис.
... Они долго беседуют о курах, охотниках и прочих важных деталях жизни Лиса. ...
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо. - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк.
Алиса же смотрит на всё проще. И мне очень нравится этот подход. Она знакомится и общается со многими персонажами, расстаётся с ними и идёт дальше.
ЦитатаЛес, в котором ничто никак не называется
Так, беседуя сама с собой, она незаметно дошла до леса; там было сумрачно и прохладно.
- По крайней мере, - подумала Алиса, ступив под деревья, - приятно немножко освежиться в этом... как его? Ну, как же он называется!... - Она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова. - Когда спрячешься под ... ну, как же их?.. под... этими... - Она погладила дерево по стволу. - Интересно, как они называются? А, может, никак? Да, конечно, никак не называются!
С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:
- Значит, все-таки это случилось! Кто же я теперь? Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало должна!
Но как она ни старалась, ничего у нее не выходило. Она всячески ломала себе голову, но вспомнить свое имя не могла.
- Помню только, что там есть Л... - сказала она, наконец. - Ну, конечно, оно начинается с Л...
Тут из-за дерева вышла Лань. Она взглянула на Алису огромными грустными глазами, но ничуть не испугалась.
- Тпрушеньки! Тпрушеньки! - сказала Алиса и протянула руку, чтобы ее погладить. Лань прянула в сторону, но не убежала, а остановилась, глядя на Алису.
- Как тебя зовут? - спросила Лань. У нее был мягкий и нежный голос.
- Если б я только знала! - подумала бедная Алиса.
Вслух она грустно промолвила:
- Пока никак...
- Постарайся вспомнить, - сказала Лань. - Так нельзя...
Алиса постаралась, но все было бесполезно.
- Скажите, а как вас зовут? - робко спросила она. - Вдруг это мне поможет...
- Отойдем немного, - сказала Лань. - Здесь мне не вспомнить...
Алиса нежно обняла Лань за мягкую шею, и они вместе пошли через лес. Наконец, они вышли на другую поляну; Лань взвилась в воздух и сбросила с себя руку Алисы.
- Я Лань! - закричала она радостно. - А ты - человечий детеныш!
Тут в ее прекрасных карих глазах мелькнула тревога, и она умчалась прочь.
Алиса долго смотрела ей вслед; слезы навертывались ей на глаза при мысли, что она так внезапно потеряла свою милую спутницу.
- Ну, что ж, - сказала она, наконец. - Зато теперь я знаю, как меня зовут. И то хорошо... Алиса... Алиса... Больше уж ни за что не забуду... Посмотрю-ка я на эти указатели. Интересно, куда мне теперь идти?
Конечно, это было более мимолётное знакомство, чем с Лисом, но были и другие. Например, знакомство с Котом. Точно так же, оно не является всеобъемлющим заменителем смысла жизни.
У меня есть некоторое подозрение о корне сложившейся ситуации с неприятием Маленького принца. Возможно, проблема в том, что я не гуманитарий. Будь иначе, возможно, мне были бы близки описанные переживания.
Надо сказать, что другой любимый мной с детства персонаж тоже совсем не гуманитарного склада ума. (Не говоря уж об имени)
Иллюстрации Кривенко кстати лучшие. В мультипликационном варианте не нравится совершенно. Найти бы их полный набор. Там много хороших.
У меня есть некоторое подозрение о корне сложившейся ситуации с неприятием Маленького принца. Возможно, проблема в том, что я не гуманитарий. Будь иначе, возможно, мне были бы близки описанные переживания.
Сочувствие, соучастие, привязанности, сострадание ну ни коим образом не связаны с тем, кто ты - технарь или гуманитарий. Персонажи совершенно разные именно по внутреннему наполнению. Маленький принц - чувства, Алиса - информация о приключениях. Тебе, мне кажется, более понятно и интересно рациональное начало, принц же предполагает труд души. Эпизод со стрелочником и поездами совершенно не показатель психологических проблем. Почаще слушай детей. Поразительно, как много мы забываем, вырастая, из нашего детского мировосприятия. Мы ведь тоже всегда знали, что ищем. Мир Алисы (мое личное мнение) - сюр. Персонажи яркие колоритные, но не вызывают сострадания или отклика в душе. Просто яркий фантастический праздник. Алиса Кира Булычева все же ближе к Маленькому принцу, а не к Алисе Кэрролла. Мне нравятся твои развернутые аргументированные посты и интересно и познавательно порой. Не хватает терпения на аналогичные ответы.
Сочувствие, соучастие, привязанности, сострадание ну ни коим образом не связаны с тем, кто ты - технарь или гуманитарий.
Нет, конечно. Но мышление, действия и извлекаемые выводы ещё и как связаны. Технарь иначе смотрит на вещи и его коробит от пространных размышлений, основанных на подобных образах (я долго думал как описать использованные в тексте образы, но так и не придумал подходящего слова).
ЦитатаAlchemiss ()
Тебе, мне кажется, более понятно и интересно рациональное начало
Да, именно.
ЦитатаAlchemiss ()
принц же предполагает труд души
Не назвал бы это трудом ни в коем случае.
ЦитатаAlchemiss ()
Поразительно, как много мы забываем, вырастая, из нашего детского мировосприятия.
Вынужден не согласиться. Я прекрасно помню своё детство и мировосприятие в разные моменты времени. В основах оно практически не изменялось с наверное шестилетнего возраста, но при этом очень сильно дополнялось и в некоторых местах, конечно, корректировалось. Я могу сказать, что от ребёнка меня сейчас отличают всего несколько моментов и большинство из них — внешние факторы, исходящие из устройства общества: - Отсутствие прямой опеки. Впрочем, я убеждён, что лучшие моменты детства (и не детства тоже) происходят именно тогда, когда опеки и близко не наблюдается. И очень жаль, что любые родители по своей природе прикладывают максимум усилий, чтобы этому помешать. - Повышенная ответственность и некоторые обязанности, взваленные социумом или исходящие из первого пункта (например необходимость работать и решать некоторые вопросы, над которыми детям заморачиваться нет необходимости) - Ожидание социумом определённой поведенческой маски, чему приходится соответствовать сознательно или бессознательно - Бо́льшая образованность и уже имеющиеся ответы на многие простые вопросы или по крайней мере понимание, где искать ответы - Физическое развитие
Прямое непосредственное влияние имеют только последние два фактора. В остальном, если отбросить социальное давление и ожидания, я мало чем отличаюсь от себя же 10-летнего, например. А фактор открытости к новому у меня, кажется, даже вырос со временем, хотя теоретически должно быть наоборот.
Вообще, меня удивляет это бессильное сокрушение "взрослых" о том, что они "выросли" и что-то детское при этом потеряли и разучились. Кто ж вас заставлял и кто вам мешал? Почему со мной этого не произошло? То такие из вас были "дети", значит, понарошку и чисто биологически, а потом оп, и "ой, мы для этой фигни уже слишком взрослые". Многие говорят о том, что они "разучились радоваться звёздам", например, и что эта книга напоминает им о том, каково это. Я знаю устройство звёзд, у меня не всегда есть время на них смотреть (я по ночам часто либо сплю, либо занят, хотя в последнем не много хорошего для этого времени суток), так и в детстве то этого времени не было (школа и здоровый сон, понимаете ли), но это никак не мешает по случаю смотреть и радоваться. А затяжная июньская гроза меня вообще в такой восторг приводит, что со стороны это наверняка выглядит странно. Да, мне 25 и я бородат.
ЦитатаAlchemiss ()
Мы ведь тоже всегда знали, что ищем.
Не всегда. Понимание того, что ищу я, пришло лишь со временем. И, точнее сказать, продолжает приходить до сих пор. А если же (я не уверен) под этой фразой подразумевалась дружба, то нет, я её в детстве не искал — мне и так хорошо было, а друзья сами находились, я просто от них не отказывался (а иногда и не находились, но меня это ничуть не расстраивало).
ЦитатаAlchemiss ()
Алиса Кира Булычева все же ближе к Маленькому принцу, а не к Алисе Кэрролла.
Смотря по каким параметрам. Но я и не говорил о том, к кому из них она ближе. Скорее говорил о том, что ближе ко мне. Правда, последний раз я читал это более 15 лет назад. Тоже надо бы освежить.
ЦитатаAlchemiss ()
сюр. Персонажи яркие колоритные, но не вызывают сострадания или отклика в душе.
И не должны. Страна чудес — о разуме, а не о душе. Душа — вообще понятие очень непонятное. А понятие душевности, очевидно, у разных людей разное. Потому что у меня Страна чудес находит тот ещё сумасшедший отклик, правда, не персонифицированный с конкретным персонажем.
У меня претензии в основном не к самому персонажу Принца, а больше к форме, к тому, что его окружает, но вот ни лис, ни роза, ни фонарщик, ни сам Принц у меня не вызывают никакого сострадания и не цепляют никак. Они лишь вызывают упомянутое уныние и я от этого не получаю ни капли удовольствия. Единственный персонаж, который заставляет меня хоть немного положительно переживать — это сам лётчик. Он один там выглядит живым и настоящим. Всё остальное мне кажется сущей бессмыслицей (не считая множества добротных посылов, которые читаются между строк).
При этом, возможно, стоит ещё упомянуть, что мне нравятся сказки Андерсена. Даже такие бесконечно грустные, как Девочка со спичками.
Позволю себе вернуться к предыдущему твоему посту. Есть несколько важных, на мой взгляд, моментов, незатронутых вчера по уже объясненной причине - терпения не хватило.
ЦитатаHorsyNox ()
Принц довольствуется своим невежеством, строя на нём свою беспорядочную картину мира. Алиса же очень образована и последовательна. Она не задаёт по десять раз один и тот же вопрос, а старается получить ответ самостоятельно, пока в нём есть смысл. И, в отличие от унылого Принца, она умеет удивляться.
Они разные. Принц не довольствуется своим невежеством, он так познает мир. Он - человек вопросов, Алиса - ответов. Если у нее не случается получить ответ, то она утрачивает интерес, если не видит смысла. А принцу "хочется дойти до самой сути". Почему ты решил, что Принц унылый? Грусть и уныние - не одно и то же. Может понятней так: грусть и сплин - разные состояния. Да! Она умеет удивляться. Но умеет ли она радоваться?
ЦитатаHorsyNox ()
Бывало ли мне одиноко? Бывало, но. Дело в том, что я себя прекрасно чувствую в одиночестве. Оно мне нравится. А ещё мне абсолютно чуждо уныние. Я не нахожу в нём никакого смысла. (Впрочем, это не исключает дежурной лёгкой меланхолии по случаю соответствующей погоды, например)
Именно одиноко? Слегка непонятно: ты говоришь об одиночестве или уединении? Это несколько разные состояния и ощущения.
Цитата
Меланхолия - Меланхолия (от греч. melas - черный + chole - желчь) - использовалось еще во времена Гиппократа - и Галена - для обозначения печального (унылого) расположения духа,
В наши дни считается устаревшим термином. Подобное состояние принято называть депрессией.
ЦитатаHorsyNox ()
мышление, действия и извлекаемые выводы ещё и как связаны. Технарь иначе смотрит на вещи и его коробит от пространных размышлений, основанных на подобных образах
Нырни в 60-е. Физики и лирики. Хотя... Видимо, вечный спор.
ЦитатаHorsyNox ()
прекрасно помню своё детство и мировосприятие в разные моменты времени
А чувства? Может потому, что события, мировосприятие детства у меня переплетены с чувствами от тех или иных событий, поступков, поведения и реакции на них (и моих и со стороны других людей, взрослых в том числе) без особых барьеров контакт с детьми, а вот при общении со взрослыми сначала пытаюсь понять: это такой человек? или это его маска для данного случая?
ЦитатаHorsyNox ()
Понимание того, что ищу я, пришло лишь со временем. И, точнее сказать, продолжает приходить до сих пор.А если же (я не уверен) под этой фразой подразумевалась дружба, то нет, я её в детстве не искал — мне и так хорошо было, а друзья сами находились, я просто от них не отказывался (а иногда и не находились, но меня это ничуть не расстраивало).
Совершенно верно не уверен (каламбурчик? тавтология? не важно). Для меня это совершенно не поиск друзей. Друзья - отношения, приятели - связь. Отношения - труд, ответственность (это как раз: мы в ответе за тех, кого приручили), связь - ни к чему не обязывающее приятное времяпрепровождение, помощь по мере возможности и сил, с соблюдением, разумеется правил поведения в социуме.
ЦитатаHorsyNox ()
Всё остальное мне кажется сущей бессмыслицей (не считая множества добротных посылов, которые читаются между строк).
Так может не стоит препарировать персонажей Маленького принца? Главное ты отметил. Суть и смысл книги Экзюпери именно в посылах между строк.
Коль уж так нравится конкретика,, предлагаю быть бесстрастно объективным и обратиться к отправным точкам этих двух героев. Принц жил на маленькой планете, один. Алиса росла в обществе себе подобных. Для него открывшийся мир - новая, совершенно неизвестная жизнь, она - образована, начитана. Додумывать, пропадет ли у принца желание познавать мир до сути, или, возможно, Алисе станет тесновато в рамках точных знаний... Это как: "Есть ли жизнь на Марсе? Нету ли жизни на Марсе? Это науке неизвестно"...
Забыла!
ЦитатаHorsyNox ()
Отсутствие прямой опеки. Впрочем, я убеждён, что лучшие моменты детства (и не детства тоже) происходят именно тогда, когда опеки и близко не наблюдается. И очень жаль, что любые родители по своей природе прикладывают максимум усилий, чтобы этому помешать
Мне кажется, что опека, в смысле заботы, защиты родителями, вообще взрослыми, часто приобретает форму тотального контроля. Как много раз каждому из нас приходилось слышать: мал(а) еще, вырастешь, тогда делай, что хочешь, а пока слушай, что тебе говорят старшие. Кстати, именно такое поведение взрослых по отношению к детям порой приводит к прямому пониманию некоторыми особями фразы "делай, что хочешь". Начинается взрослая, якобы, жизнь со всеми вытекающими... Прошу обратить внимание - некоторыми особями, чаще всего как следствие и последствия тотального контроля с подавлением личности ребенка. Посему развожу понятия опека и контроль.
Собрался ближе к другому вечеру, но для этого есть повод. Итак.
ЦитатаAlchemiss ()
Они разные.
Ну конечно они не одинаковые иначе их было бы бесполезно сравнивать/противопоставлять. Впрочем, начал это в другом разговоре мой оппонент, которого в этой теме нет, а я за него теперь отдуваюсь :) Постараюсь не противопоставлять, а описывать параллельно. Потому что не вся описанная разница говорит в пользу или против кого-то из них.
ЦитатаAlchemiss ()
Принц не довольствуется своим невежеством, он так познает мир.
На самом деле он напрасно тратит время (я бы лучше потратил это время хотя бы даже на любование этими самыми звёздами). В процессе познания мира он его не познаёт, а лишь бессистемно убеждает себя в этом. Это чем-то напоминает религиозность.
ЦитатаAlchemiss ()
Если у нее не случается получить ответ, то она утрачивает интерес, если не видит смысла. А принцу "хочется дойти до самой сути".
Она не утрачивает интерес, а перестаёт впустую докапываться, если видит, что в данный момент результатов не получить. Вернётся к вопросу как только он снова станет актуальным. Человек разносторонний и рационально распределяющий многочисленные интересы. Интересная черта в том, что она не принимает ничего на веру, но принимает как данность. Алиса не учится в Стране чудес ничему, а применяет к ней уже имеющиеся познания и опыт, ловя когнитивный диссонанс.
ЦитатаAlchemiss ()
Почему ты решил, что Принц унылый? Грусть и уныние - не одно и то же.
Мой личный опыт говорит, что грусть ощущается иначе, чем то, что описывает Экзюпери. Не могу это никак агрументировать.
ЦитатаAlchemiss ()
Да! Она умеет удивляться. Но умеет ли она радоваться?
А почему нет? Конечно умеет. Да и не мешает одно другому ни в коей мере.
ЦитатаAlchemiss ()
Именно одиноко? Слегка непонятно: ты говоришь об одиночестве или уединении? Это несколько разные состояния и ощущения.
Пожалуй, об одиночестве. Но видимо я его воспринимаю несколько проще и для ощущения того же одиночества, что и у других, меня нужно отправить на полгода в пустыню. Просто уединение — моё нормальное состояние. Я интроверт и могу безболезненно находиться в уединении очень долго. Соответственно, и острого одиночества я при этом не испытываю (максимум — скуку). А так как я нахожусь всё же не в пустыне, то вокруг и так более чем достаточно людей, с которыми приходится взаимодействовать, и как люди умудряются чувствовать себя одинокими в такой ситуации — мне не понятно. Даже если ни один из них — не друг.
ЦитатаAlchemiss ()
В наши дни считается устаревшим термином. Подобное состояние принято называть депрессией.
Я знаю, но я говорю о меланхолии именно в современном понимании, а оно не соответствует старому термину, который сейчас переименовали в депрессию.
ЦитатаAlchemiss ()
прекрасно помню своё детство и мировосприятие в разные моменты времени. А чувства? Может потому, что события, мировосприятие детства у меня переплетены с чувствами от тех или иных событий, поступков, поведения и реакции на них (и моих и со стороны других людей, взрослых в том числе) без особых барьеров контакт с детьми, а вот при общении со взрослыми сначала пытаюсь понять: это такой человек? или это его маска для данного случая?
И чувства помню. Я раньше был более мнительным, например. Но я понимаю причины и сознательно от этого избавился (ну, насколько это у меня получилось). Я придавал намного больше значения тому, "что люди подумают". Потому что намного хуже понимал и различал психологию людей. То есть, мне была очень не очевидна реакция тех или иных людей на тот или иной поступок или высказывание, поэтому я старался поступать "как правильно", больше занимаясь самоконтролем и опасаясь последствий. Я не видел всей системы целиком и это мне мешало. Сейчас в этом плане я стал намного свободнее. Одновременно с этим я стал шире мыслить и меньше подвергаться давлению "системы", так как теперь знаю, как она работает. Таким образом, я не могу грустить по утраченному детству, так как со временем я стал только лучше, а потерял только безответственность и свободу (но обрёл другую). "Взрослым" при этом я так и не стал. Маски? Да, маски приходится надевать. К сожалению. Ради собственного же блага. Иной раз без маски и в челюсть получить не долго. В интернете в этом плане намного проще, хотя и тут приходится. Насчет барьеров, дети на самом деле такие же разные, как и взрослые. С одними невыносимо, с другими — легко и интересно. Так было раньше, так осталось и сейчас.
ЦитатаAlchemiss ()
Отношения
Это вообще неприемлемое для меня понятие. Оно мне не нравится. Для меня оно символизирует бессмысленные проблемы и недопонимания на ровном месте.
ЦитатаAlchemiss ()
Так может не стоит препарировать персонажей Маленького принца? Главное ты отметил. Суть и смысл книги Экзюпери именно в посылах между строк.
И я не имею ничего против этих посылов. Равно как и не имею ничего против персонажа-лётчика. Мне не нравится форма рассказа, а не его суть. Мне не нравятся предложенные образы.
ЦитатаAlchemiss ()
Как много раз каждому из нас приходилось слышать: мал(а) еще, вырастешь, тогда делай, что хочешь, а пока слушай, что тебе говорят старшие. Кстати, именно такое поведение взрослых по отношению к детям порой приводит к прямому пониманию некоторыми особями фразы "делай, что хочешь". Начинается взрослая, якобы, жизнь со всеми вытекающими... Прошу обратить внимание - некоторыми особями, чаще всего как следствие и последствия тотального контроля с подавлением личности ребенка.
Кстати да. Вопиющая несправедливость. Аналогичная несправедливость — обратная. "В игрушки играется, как дитё малое" (надо смотреть футбол как все серьёзные "взрослые", ага) или "Фу, мультики детские смотрит" (нет чтоб крутой боевик с кровищей, впрочем, одно другому не мешает), даже подушечный замок не соорудишь — кто узнает, будут пальцем у виска крутить. Дискриминация какая-то.
Именно поэтому я особо не разделяю понятия "детей" и "взрослых". И те, и другие — люди. Я ужасно не люблю, когда с детьми сюсюкаются и предпочитаю говорить с ними на равных, при этом не опускаясь до их уровня, а подымая их уровень до своего, но никогда не ударяясь в канцелярскую строгость. Дети это ценят.
Это вы на "маленький принц" столько развели... Страшно представить, что будет прочитай несколько человек одновременно Ремарка или Достоевского, но темпы роста обсуждения мне нравятся.
Не наскучило. Видимо, не совсем точные формулировки с моей стороны ввели тебя в заблуждение: все время говорила о них параллельно, не подразумевая противопоставления. Да и, как мне кажется, от персонажей мы перешли к размышлениям над более общими вопросами на тему человек в мире людей Или ошибаюсь?
ЦитатаMarcArnchold ()
Страшно представить, что будет прочитай несколько человек одновременно Ремарка или Достоевского
Подобное действительно страшно представить Особенно в отношении Достоевского.
Неожиданный результат беседы (для меня) - решила заглянуть к Маркесу в его Сто лет одиночества. Музыка навеяла? Может ближе к вечеру вернусь продолжить.
от персонажей мы перешли к размышлениям над более общими вопросами на тему человек в мире людей
Всё так. И ничего удивительного. Нормальные книги ж вскрывают определённую проблематику и заставляют над чем-то размышлять, а не просто тратят время читателя.
Дочитал первую Космическую одиссею Кларка. Теперь буду фильм Кубрика пересматривать. Как-то читал хейтеров фильма с их традиционным "книгалучше/режиссёрвысокомерныймудак" и теперь могу лично сказать, что не лучше, а идентично. Разница только в том, что фильм не передаёт внутренние размышления и всяческие описания с пояснениями, которых там навалом. В остальном фильм, насколько я его помню — за исключением самой концовки, практически точнейшая иллюстрация книги. Это совершенно не удивительно, так как вышли фильм и книга практически одновременно, а писатель и режиссёр работали над этим вместе.
Это хардкорная научная фантастика и всё, что там описано, описано максимально достоверно с точки зрения физики. Но в 2016 всё ещё удивляет, когда автор из 1968 в деталях описывает то, что привычно нам сегодня. Причем, без излишней фантазии и перегибов. Ладно, когда герои пользуются компьютерными планшетами, чтобы читать новости за завтраком. Ладно, когда они звонят с околоземной космической станции домой по скайпу. Но я совсем потерял самообладание, когда стал читать в тексте из 60х о том, как устроены искусственные нейронные сети, какие с ними могут быть проблемы, какие они могут дать преимущества и как над ними работали в 80х (что вполне достоверно). Отдельные детали немного шокируют своей точностью попадания в цель. Или вот, точное описание сегодняшних достижений SpaceX. Реальность запоздала всего на 15 лет.
Цитата
Он почти утратил ощущение времени, но вдруг давление и шум резко спали и в репродукторе послышалось: «Готовимся к отделению первой ступени. Пошла!» Флойд почувствовал слабый толчок. И тут ему вспомнилась цитата из Леонардо да Винчи, одно время висевшая на стене в помещении НАСА: «Великая птица совершает свой полет на спине другой великой птицы, неся славу тому гнезду, где она родилась». Ну что ж, вот великая птица уже и летит там, куда не достигали мечты Леонардо, а ее усталая спутница плавно опускается назад, на Землю. Описав кривую в пятнадцать тысяч километров, опустевшая первая ступень войдет в атмосферу и, постепенно тормозясь, приземлится на мысе Кеннеди. Через несколько часов, после проверки и повторной заправки, она вновь будет готова поднять на своей спине новую птицу к тем сверкающим высям вечного молчания, которых сама никогда не достигнет.
Книга не захватывает эмоциями или персонажами, но в то же время довольно детально описывает свои сцены в воображении и передаёт эпичность камерного путешествия человечества к новым этапам развития сквозь гигантские масштабы времени и пространства.
PS. Загуглил немного, оказалось что MITшный человек-локомотив ИИ Марвин Мински ещё в 50х активно работал над нейросетями в теоретическом плане, чем и повлиял на фантастов-классиков того времени, включая Кларка и Азимова. А ещё узнал, что Мински в этом году умер. Странно, что узнал только сейчас и случайно. Надеюсь, его мозг в соответствии с завещанием заморожен в криокамере.