Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — направление в американском кинематографе 1940-х — начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
«Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon) Что это такое Следующая великая черно-белая кинокартина с Хамфри Богартом в шляпе и с сигаретой в зубах. «Глубокий сон» к тому же одна из первых послевоенных голливудских лент, в которой герои не только открыто говорят о наркотиках, но и в одной из сцен наглядно демонстрируют зрителю наркотический «приход» — неслыханная дерзость для фильмов того времени. Как это удалось скрыть от дядечки Хейса и его бойцов этического фронта, непонятно, но картина от такого «недосмотра» только выиграла. Эта сложная история со множеством убийств и секретов встала в ряд самых мрачных и стильных фильмов своего поколения.
Почему это круто Про «Глубокий сон» лучше всех сказал режиссер Говард Хоукс: «Это был увлекательный фильм, хотя я так и не разобрался, кто там кого убил». Точнее формулировки для этого длинного, порой слишком запутанного фильма, не придумать. В середине 90-ых братья Коэны сделали вольный ремейк «Глубокого сна» под названием «Большой Лебовски», где и высмеяли все нестыковки и странности первоисточника.
«Двойная страховка» (Double Indemnity) Что это такое Первая из двух выдающихся нуаровых лент (вторая — «Бульвар Сансет») в послужном списке Билли Уайлдера, одного из самых важных режиссеров в летописи кино, автора картин «В джазе только девушки», «Квартира» и «Потерянный уикенд». Здесь почти нет полицейских и убийств, а в центре истории — весьма успешный страховой агент, внезапно сбрендивший от любви к замужней красотке. Ради нее он решается на одно из самых хитроумных преступлений страхового бизнеса — инсценировать «маловероятный несчастный случай» с мужем возлюбленной и получить от собственной компании выплату по двойному тарифу, ту самую «двойную страховку».
Почему это круто «Двойная страховка» — главный фильм про женщин в жанре. Про роковых красавиц, демонов с ангельским личиком. У Уайлдера возводится в абсолют аксиома всего «черного кино»: если девушка умная, то обязательно лживая стерва, если же глупенькая, то на нее мужчины просто не обращают внимание.
«Китайский квартал» (Chinatown) Что это такое Прекрасный голливудский сценарист и мастер диалогов Роберт Таун писал сценарий к «Китайскому кварталу» в своем привычном стиле — в творческих муках, несколько раз переносил сроки сдачи работы, да еще и постоянно ссорился с Романом Полански, будущим режиссером картины. В итоге у Тауна получилась невыносимая многослойная, чересчур запутанная история с множеством сюжетных линий, десятками главных и второстепенных персонажей и отсутствующей структурой, что Полански пришлось в спешке наводить порядок в рукописи. Не до конца оправившийся от семейной трагедии (в конце 60-х годов его молодая жена Шэрон Тейт стала жертвой группировки Чарльза Менсона), талантливый польский эмигрант превратил сумбурный рассказ сумасшедшего творца Тауна в один из самых выверенных и значительных фильмов 70-ых годов. Именно рвение Полански и его исключительный вкус принесли Тауну «Оскар» за эту картину в сценарной номинации.
Почему это круто «Китайский квартал» — кинополотно впечатляющих размеров, в котором нетрудно заблудиться, поэтому самое важное здесь — детали. Только Полански решился заклеить знаменитую кошачью улыбку Николсона пластырем, сделал Фей Данауэй красивее, чем когда-либо, а на роль главного злодея пригласил стареющего классика жанра Джона Хьюстона — режиссера «Мальтийского сокола» и «Асфальтовых джунглей».
«Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential) Что это такое Любимый фильм кинокритиков в 1997 году. В отчаянной оскаровской гонке картина Хэнсона, увы, уступила по всем статьям непотопляемому «Титанику» Джейсма Кэмерона, но все же была награждена двумя статуэтками — за адаптированный сценарий и женскую роль второго плана. «Секреты Лос-Анджелеса» стала первой большой работой для «гладиатора» Рассела Кроу и «того парня из «Помни» Кристофера Нолана» Гая Пирса.
Почему это круто Не затерявшаяся в шумных 90-ых, картина Кертиса Хенсона, пожалуй, последняя большая работа в жанре «черного кино» на сегодняшний день, выполненная, к тому же, в весьма ностальгическом стиле. Хэнсон с чрезмерной любовью относится к деталям: у героев «правильный» акцент, «правильная» одежда и макияж, они колесят по городу на «правильных» автомобилях — словом, эпоха воссоздается с какой-то даже чуточку раздражающей дотошностью. Впрочем, такая рафинированность вполне объяснима — перед нами, в первую очередь, оммаж целому поколению, иллюстрированная энциклопедия из цикла «Как это было» с картинками, а уж потом просто очень-очень хорошее кино про плохих и хороших полицейских.